Новый страховой год
В последние пять лет доля пользователей страховыми услугами снизилась на 4%. При этом россияне, кажется, больше дорожат своими автомобилями, а не собственной жизнью или здоровьем. Профессиональные игроки рынка и раньше отмечали, что культура российского страхования далека от идеала. Но сейчас ситуация, кажется, только усложнилась.
На днях были опубликованы результаты исследования российского рынка страховых услуг, проведенного Всероссийским центром исследования общественного мнения (ВЦИОМ). Оказалось, что в период с 2004 года по 2009 год доля пользователей страховыми услугами сократилась с 51% до 47%. При этом значительно изменился набор наиболее часто используемых услуг.
Все более популярным становится автострахование. Так, по данным исследования, полис ОСАГО в прошлом году имели 23% россиян, а более дорогое, но и более надежное КАСКО выбрали 9%. Для сравнения, в 2004 году застрахованных было 17% и 5% соответственно. Рост числа застрахованных эксперты связывают с развитием автомобильного рынка. Но в 2008 году рынок провалился. И если полисы ОСАГО берут стабильно, так как это обязательно для всех владельцев автомобилей, то по КАСКО новые предложения сейчас практически не продаются».
Ситуация со вторым по популярности видом страхования обстоит еще хуже. Добровольное пенсионное страхование в 2009 году потеряло 5% по сравнению с тем же 2004 годом. Сегодня им пользуется всего 13% граждан страны. По мнению ряда экспертов, здесь определенную роль могли сыграть повышение базовой части пенсий и валоризация. Но главное – отсутствие денег у населения.
Аналогичным образом обстоит ситуация и с добровольным медицинским страхованием (ДМС), число пользователей которого, согласно данным ВЦИОМ, снизилось в 3,5 раза: 6% россиян против 21% соответственно. Столь значительное изменение может быть связано с массовыми сокращениями в период кризиса, а также с оптимизацией затрат компаниями.
Наименее популярные виды страховых услуг также потеряли в весе. Так, за последние пять лет объемы страхования жилья сократились на 1% (с 8% до 7%). Страхование имущества, а также жизни и здоровья детей потеряли по 2% (падение с 6% до 4%). Популярность страхования от несчастных случаев и болезней уменьшилась на 1% (с 4% в 2004 году до 3% в 2009 году). В 2009 году от несчастных случаев в поездках и путешествиях застраховались 2% против 4%.
Только за загородную недвижимость стали бояться больше. Доля выросла с 1% до 2%. Это подтверждают и сами страховщики. Бизнес же застраховать россияне как не решались в 2004 году, так и не решились в 2009 году.
По данным исследования ВЦИОМ, в качестве причин отказа от страхования более трети (36%) соотечественников сообщили, что не видят в этом необходимости. Примерно по четверти ответов – это дороговизна страховых продуктов (24%) и недоверие страховым компаниям (23%). Впрочем, если число тех, кто не видит необходимости в страховании, за пять лет выросло на 20%, то ссылающихся на дороговизну и недоверие оказалось меньше, чем в 2004 году на 25–40%. 8% граждан страны сетуют на нехватку информации о страховых услугах, 7% то же самое говорят о компаниях, их предоставляющих, еще 4% опрошенных мешает отсутствие нужных им услуг в пакетах страхования известных им компаний. Отметим, что все вышеперечисленные показатели за пять лет выросли в несколько раз.
Одной из главных причин приобретения страхового полиса является пример знакомых, которые, не будучи застрахованными, понесли большой ущерб. В 2009 году этот фактор побудил застраховаться 19% опрошенных граждан. Столько же процентов респондентов сделали это по собственному убеждению и по совету друзей. Причем пять лет назад эти факторы оказывали воздействие лишь на 12–13% населения.
Эффективность деятельности страховых агентов увеличилась на 3%, а их уговорам в 2009 году подверглось 14% респондентов. Собственный ущерб без страхового полиса получили, а потом застраховались 9% граждан против 12% пять лет назад.
Оказывается, россияне умеют учиться на своих ошибках, они внимательнее относятся к себе и своей собственности. Здесь определенную роль сыграла и реклама страховых услуг, и информационные товары на ту же тему, они повлияли еще на 5% опрошенных.
Эксперты отмечают, что рынок страхования напрямую зависит от социально-экономических факторов, от положения дел в стране. Кризис, разумеется, внес свои коррективы, но ситуация все же должна измениться. Специалисты прогнозируют, что к 2050 году рынок страхования «не-жизни» в России вырастет более чем в 7,5 раза, рынок страхования жизни – в 190 раз.
http://insur-info.ru/